Совпадение идей: от античных пиратов к научному сообществу (гипотеза М.К. Петрова на фоне историографии и науковедения)
В.П. МАКАРЕНКО
доктор политических и философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Национальной академии педагогических наук Украины, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, директор Центра политической концептологии
доктор политических и философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Национальной академии педагогических наук Украины, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, директор Центра политической концептологии
TERRA ECONOMICUS, 2013, Том 11 (номер 4.1),
с. 102-119
В статье описан концепт «человек-государство», сформулированный философом М.К. Петровым. Автор показывает сущностную спорность концепта. Формулирует комплекс противоположных утверждений: религиозная эсхатология не связана с психологическим напряжением перед нападением; процесс обучения творчеству свободен от административной тоски по всезнанию; генезис науки не связан с деятельностью пиратов и их разрушительно-творческими операциями над аграрным государством; творчество есть продукт свободного выбора, а не давления обстоятельств; канонизация любого текста в священное писание не блокирует универсальную способность творчества; сумма технологий менялась с античности до ХVII в.; всякая рационализация открывает дорогу новому; социальность не состоит из стабилизующих и творческих элементов; никакой связи между земледельческой общиной и государственным аппаратом не существует; развитие общества связано с постановкой таланта индивидов на службу стабильности; гражданские доблести существуют независимо от взаимосвязи профессиональных и государственных навыков: государство нужно даже тогда, когда оно не обеспечивает безопасность индивидов; конкуренции между государством, пиратами и земледелием не существует; государство безразлично к проблеме собственного выживания; пираты и земледельцы являются творцами государственности; государственная машина не должна соответствовать способностям человека, а человек должен подгоняться под ее требования; город не состоит из множества индивидов-государств, а законодательная и исполнительная деятельность не имеет к ним отношения. Для разрешения спора автор помещает его в контекст историографической концепции Фернана Броделя и теории дара Льюиса Хайда.
Ключевые слова: социальная философия М.К. Петрова; историографическая концепция Ф. Броделя; теория дара Л. Хайда; политико-философская компаративистика
Список литературы:
- Бродель Ф. (2003). Средиземное море и средиземноморской мир в эпоху Филиппа II. Часть 2. Коллективные судьбы и универсальные сдвиги. М.: Языки славянской культуры.
- Бродель Ф. (2004). Средиземное море и средиземноморской мир в эпоху Филиппа II. Часть 3. События. Политика. Люди. М.: Языки славянской культуры.
- Дефо Д. (2010). Всеобщая история пиратства. СПб.: «Азбука-классика».
- Петров М.К. (1995). Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М.: РОССПЭН.
- Хайд Л. (2007). Дар. Как творческий дух преображает мир. М.: Поколение.
- Braudel F. (1971). Historia I trwanie. Warszawa.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606