ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЭПОХА КВАЗИТОВАРНОГО ФЕТИШИЗМА (200-летию со дня рождения Карла Маркса посвящается)

TERRA ECONOMICUS, , Том 16 (номер 2),

Двести лет назад родился гений, которому современное обществознание обязано всем. Выдающееся место в методологическом наследии Маркса занимает «теория товарного фетишизма». Знакомство с этой теорией – первый и главный тест для будущих экономистов: кто поймет суть товарного фетишизма – будет экономистом-теоретиком, кто не поймет – быть ему экономистом-прикладником. Статья посвящена недооцененному содержанию теории товарного фетишизма, причинам вырождения товарного фетишизма – в квазитоварный, показу опасности квазитоварного фетишизма.
Теория товарного фетишизма изложена в заключительном, четвертом, параграфе знаменитой первой главы первого тома «Капитала» Карла Маркса. Судьба этого параграфа по-своему удивительна. Обычно читатели первой главы все внимание уделяют исторической логике развития обмена товаров. А на четвертый параграф, видимо, уже не остается сил. Между тем именно здесь содержатся поразительные предметные откровения автора «Капитала». Тем более что в этом параграфе говорится не столько о товарном фетишизме, сколько о дефетишизации предмета экономической науки.
Основное внимание в статье уделяется квазитоварному фетишизму, который сводит социальную сущность экономики уже не к товарам, а к их заменителям. Автор определяет «квазитоварный фетишизм» как мнимую самостоятельность несамостоятельного товарного фетишизма. В статье доказывается, что своим появлением квазитоварный фетишизм обязан перерождению экономики – в квазиэкономику. В квазиэкономике доминантным товаром становятся производимые чиновником циркуляры и распоряжения. Неудивительно, что реальную экономику вытесняет ее имитация – квазитоварное производство с его диковинными квазитоварами, которые неустанно изготовляются чиновничьими структурами.


Ключевые слова: фетишизм; товарный фетишизм; квазитоварный фетишизм; квазиэкономика; квазитовары

Список литературы:
  • Атаян, В. В. (2008). Товарный фетишизм как фактор детерминации сознания // Гуманитарные и социально-экономические науки, 5, 11–13.
  • Атаян, В. В. (2016). Развертывание глобальной овеществленной ценностной ориентации в XX – начале XXI века // Философия хозяйства, 2, 165–173.
  • Бенсаид, Д. (2012). Спектакль как высшая стадия товарного фетишизма. Маркс, Маркузе, Дебор, Лефевр, Бодрийяр и т.д. М.: Институт общегуманитарных исследований.
  • Богданов, К. А. (2015). Жевательная резинка, ленинградские подростки и товарный фетишизм в условиях развитого социализма // Антропологический форум, 25, 69–90.
  • Бузгалин, А. В., Колганов, А. И. (2012). «Капитал» ХХI века: симулякр как объект анализа критического марксизма // Вопросы философии, 11, 31–42.
  • Воейков, М. И. (2012). И. И. Рубин и методологические проблемы политической экономии (рефлексия дискуссий 1920-х гг.) // Журнал экономической теории, 2, 14–25.
  • Ефремов, О. А. (2012). Товарный фетишизм эпохи постмодерна: к вопросу о природе «нового» капитализма // Философия и общество, 2, 76–89.
  • Комаров, А. А. (2015). Товарный фетишизм в генезисе преступного поведения подростка, с. 33–40 / В сб.: Научные труды, № 5(10). Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития (Спецвыпуск: «Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности»). Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
  • Лисовская, И. В. (2013). Безграничное потребительство как кризис способа самореализации современного человека // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1. Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія, 3, 86–91.
  • Маркс, К. (1960). Капитал. Критика политической экономии / В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы.
  • Нуреев, P. M. (1985). К вопросу о месте товарного фетишизма в теории стоимости К. Маркса // Экономические науки (Самара), 2, 18–23.
  • Опарина, Н. А., Цветкова, Г. С. (2014). Множественность факторов демонстративного потребления: эволюция исследований // Современные проблемы науки и образования, 5, 435.
  • Посыпанова, О. С. (2013). Товарный фетишизм как «маркетинговая религия» // Практический маркетинг, 6, 29–38.
  • Сергиенко, Л. (2016). Социально-экономическая генотипическая природа человека и товарный фетишизм как один из способов ее проявления // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 4, 86–89.
  • Malitz, Z. (undated). Commodity fetishism // Beautiful Trouble (http://beautifultrouble.org/theory/commodity-fetishism/ – Access Date: 25.05.2018).
  • Robinson, A. (2010). In Theory – Karl Marx’s fetishisms // Ceasefire Magazine, September, 23 (https://ceasefiremagazine.co.uk/in-theory-karl-marxs-fetishisms/ – Access Date: 25.05.2018).
  • Rubin, I. (2013). Marx’s Theory of Commodity Fetishism / In: Rubin I. Essays on Marx’s theory of value (https://libcom.org/library/i-marxs-theory-commodity-fetishism – Access Date: 25.05.2018).
  • Sahin, K. (2009). Karl Marx Warenfetischismus und seine Auswirkung auf die politische Ökonomie // Hochschule Freie Universität Berlin (https://www.hausarbeiten.de/document/134956 – Access Date: 25.05.2018).
  • Tromsness, R. (2016). Marx: A Summary of «The Fetishism of Commodities» // Owlcation, June 13 (https://owlcation.com/social-sciences/Analysis-of-Marx-The-fetishism-ofcommodities – Access Date: 25.05.2018).
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606