ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

TERRA ECONOMICUS, , Том 16 (номер 1),

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное экономическое состояние российских регионов характеризуется рядом проблем инновационного и технологического развития и их существенной дифференциацией. Наиболее важным становится вопрос, кто и что должно стать движущей силой развития регионов. Концепция «тройной спирали» предлагает в качестве подобной движущей силы современные механизмы взаимодействия государства, бизнеса и университетов. Университеты при этом начинают играть все более значимую роль в инновационных процессах, их статус и влияние как субъектов социально-экономического развития растут. В данной работе предпринимательский университет характеризуется как ключевой субъект модели «тройной спирали», играющий центральную роль в формировании научно-технического потенциала регионов и переходе субъектов РФ на инновационное развитие. Государство, признавая это, формирует российскую систему высшего образования на новых принципах, выделяя группы ста- тусных вузов и дополнительно их финансируя. Это должно способствовать формированию современного знаниевого пространства в регионах разного типа, обладающих различным научно-техническим потенциалом, а на этой основе обеспечивать региональное развитие. Целью данной статьи является оценка взаимосвязей между социально-экономическим развитием регионов (отраженным показателем ВРП на душу населения) и их научно-техническим потенциалом, характеризующим состояние знаниевого (научно-образовательного) пространства, важнейшими субъектами которого являются университеты. В результате проведенного исследования выделены группы регионов, сходные по уровням социально-экономического развития и состоянию научно-технического потенциала, показана роль вузов в формировании их знаниевого пространства.


Ключевые слова: модель тройной спирали; пространство знаний; универ- ситет; региональное развитие; научно-технический потенциал

Список литературы:

Бабкина, Е. В., Сергеев, В. А. (2011). Тройная спираль инновационного развития: опыт США и Европы, возможности для России // Инновации, 12, с. 68–78.

Батлер, Д., Гибсон, Д. (2013). Исследовательские университеты в структуре реги- ональной инновационной системы: опыт Остина, штат Техас // Форсайт, 7(2), 42–57.

Белокрылова, О. С., Погосян, Н. В. (2015). Инновационное развитие вузов: орга- низационно-экономический подход // Вопросы регулирования экономики, 6(2), 6–17.

Белокрылова, О. С., Погосян, Н. В. (2016). Институциональная составляющая ин- новационной инфраструктуры вуза как ресурса стратегического развития // Вопросы регулирования экономики, 7(1), 84–92.

Беляков, С. А., Краснова, Г. А. (2016). Оценка вклада системы образования в со- циально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский опыт // Университетское управление: практика и анализ, 3, 8–15.

Ботот, С., Сатински, Д. (2011). Модель тройной спирали в региональном развитии Ве- ликобритании, США и России // Инновации, 4, 43–46.

Вольчик, В. В., Жук, А. А., Корытцев, М. А. (2017). Конкурентная среда рынка высшего образования Ростовской области // Terra Economicus, 15(3), 178–196.

Вольчик, В. В., Кривошеева-Медянцева, Д. Д. (2013). Институциональные условия ин- новационного развития российской экономики // Terra Economicus, 11(4‒3), 18–26.

Галушкина, М. (2006). Предприниматели на рынке идей // Эксперт, 17, 48–52.

Головко, Н. В., Дегтярева, В. В., Мадюкова, С. А. (2014). Предпринимательский уни- верситет и теория тройной спирали // Высшее образование в России, 8–9, 46–53.

Грудзинский, А. О., Бедный, Б. И., Плехова, Ю. О. (2012). Роль и структура инноваци- онного предпринимательского образования в исследовательском университете // Уни- верситетское управление, 3, 56–63.

Дробот, Д. А., Дробот, П. Н., Уваров, А. Ф. (2011). Превалирующая роль университе- тов в модели тройной спирали // Инновации, 4, 93–96.

Земцов, С., Баринова, В., Панкратов, А., Куценко, Е. С. (2016a). Потенциальные вы- сокотехнологичные кластеры в российских регионах: от текущей политики к новым точкам роста // Форсайт, 3, 34–52.

Земцов, С., Мурадов, А., Уэйд, И., Баринова, В. (2016b). Факторы инновационной ак- тивности регионов России: что важнее – человек или капитал? // Форсайт, 2, 29–42.

Ицковиц, Г. (2010). Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 328 c.

Ицковиц, Г. (2011). Модель тройной спирали // Инновации, 4, 5–10.

Караяннис, Э., Григорудис, Э. (2016). Четырехзвенная спираль инноваций и «ум- ная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт, 1, 31–42.

Катуков, Д. Д. (2013). Сетевые взаимодействия в инновационной экономике: мо- дель тройной спирали // Вестник института экономики Российской академии наук, 2, 112–121.

Карпов, А. (2017). Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссия // Вопросы экономики, 3, 58–76.

Кларк, Б. (2011). Создание предпринимательских университетов: организацион- ные направления трансформации. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 240 с.

Константинов, Г. Н., Филонович, С. Р. (2007). Что такое предпринимательский уни- верситет // Вопросы образования, 1, 49–62.

Лавровский, Б. Л., Лузин, Р. С. (2013). О построении инновационно-инвестицион- ного рейтинга российских регионов // Пространственная экономика, 2, 87–102.

Леонард, К. (2016). Пространственное развитие и инновации в России // Форсайт, 3, 30–33.

Лешуков, О. В., Евсеева, Д. Г., Громов, А. Д., Платонова, Д. П. (2017). Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие ре- гионов России. М.: НИУ ВШЭ, 30 с.

Майсснер, Д. (2012). Экономические эффекты «перетока» результатов научно-тех- нической и инновационной деятельности // Форсайт, 4, 20–31.

Макаров, В., Айвазян, С., Афанасьев, М., Бахтизин, А., Нанавян, А. (2016). Модели- рование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций // Форсайт, 3, 76–90.

Михеева, Н. Н. (2014). Сравнительный анализ инновационных систем российских регионов // Пространственная экономика, 4, 61–81.

Монастырный, Е. А., Уваров, А. Ф. (2011). Применимость модели взаимодействия университетов, бизнеса и государства как инструмента развития современной эконо- мики России // Инновации, 4, 56–65.

Публичный отчет по результатам социологического исследования поведенческих и институциональных предпосылок технологического развития регионов РФ (2016). (http://www.rvc.ru/upload/iblock/0e8/attitudes_to_technologies_and_innovations_in_ Russia.pdf – Дата обращения: 12.06.2017).

Румянцев, А. А. (2013). Основные свойства и проблемные поля научно-инноваци- онного пространства региона // Пространственная экономика, 2, 103–118.

Сандерсон, А., Бенневорт, П. (2012). Участие университетов в региональном разви- тии: создание потенциала в условиях малоинновационной среды // Вестник между- народных организаций, 7(1), 172–188.

Смородинская, Н. (2011). Тройная спираль как новая матрица экономических си- стем // Инновации, 4, 66–78.

Сосунова, Л. А., Серпер, Е. А. (2010). Научное знание как источник инновационного развития экономики // Экономические науки, 7, 67–70.

Черникова, А. А. (2014). Экономический взгляд на современный университет // Экономика образования, 3, 28–33.

Etzkowitz, H. and Leydesdorff, L. (1998). The Endless Transition: A ‘Triple Helix’ of University Industry Government Relations // Minerva, 36(3), 203–208.

Guerrero, M., Cunningham, J. A. and Urbano, D. (2015). Economic impact of entrepreneurial universities’ activities: An exploratory study of the United Kingdom // Research Policy, 44(3), 748–764.

Higher Education and Regions: Globally Competitive, Locally Engaged (2007). Paris: Organization for Economic Cooperation and Development (Бабкина, Е. В., Сергеев, В. А. (2011). Тройная спираль инновационного развития: опыт США и Европы, возможности для России // Инновации, 12, с. 68–78.

Батлер, Д., Гибсон, Д. (2013). Исследовательские университеты в структуре реги- ональной инновационной системы: опыт Остина, штат Техас // Форсайт, 7(2), 42–57.

Белокрылова, О. С., Погосян, Н. В. (2015). Инновационное развитие вузов: орга- низационно-экономический подход // Вопросы регулирования экономики, 6(2), 6–17.

Белокрылова, О. С., Погосян, Н. В. (2016). Институциональная составляющая ин- новационной инфраструктуры вуза как ресурса стратегического развития // Вопросы регулирования экономики, 7(1), 84–92.

Беляков, С. А., Краснова, Г. А. (2016). Оценка вклада системы образования в со- циально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский опыт // Университетское управление: практика и анализ, 3, 8–15.

Ботот, С., Сатински, Д. (2011). Модель тройной спирали в региональном развитии Ве- ликобритании, США и России // Инновации, 4, 43–46.

Вольчик, В. В., Жук, А. А., Корытцев, М. А. (2017). Конкурентная среда рынка высшего образования Ростовской области // Terra Economicus, 15(3), 178–196.

Вольчик, В. В., Кривошеева-Медянцева, Д. Д. (2013). Институциональные условия ин- новационного развития российской экономики // Terra Economicus, 11(4‒3), 18–26.

Галушкина, М. (2006). Предприниматели на рынке идей // Эксперт, 17, 48–52.

Головко, Н. В., Дегтярева, В. В., Мадюкова, С. А. (2014). Предпринимательский уни- верситет и теория тройной спирали // Высшее образование в России, 8–9, 46–53.

Грудзинский, А. О., Бедный, Б. И., Плехова, Ю. О. (2012). Роль и структура инноваци- онного предпринимательского образования в исследовательском университете // Уни- верситетское управление, 3, 56–63.

Дробот, Д. А., Дробот, П. Н., Уваров, А. Ф. (2011). Превалирующая роль университе- тов в модели тройной спирали // Инновации, 4, 93–96.

Земцов, С., Баринова, В., Панкратов, А., Куценко, Е. С. (2016a). Потенциальные вы- сокотехнологичные кластеры в российских регионах: от текущей политики к новым точкам роста // Форсайт, 3, 34–52.

Земцов, С., Мурадов, А., Уэйд, И., Баринова, В. (2016b). Факторы инновационной ак- тивности регионов России: что важнее – человек или капитал? // Форсайт, 2, 29–42.

Ицковиц, Г. (2010). Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 328 c.

Ицковиц, Г. (2011). Модель тройной спирали // Инновации, 4, 5–10.

Караяннис, Э., Григорудис, Э. (2016). Четырехзвенная спираль инноваций и «ум- ная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт, 1, 31–42.

Катуков, Д. Д. (2013). Сетевые взаимодействия в инновационной экономике: мо- дель тройной спирали // Вестник института экономики Российской академии наук, 2, 112–121.

Карпов, А. (2017). Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссия // Вопросы экономики, 3, 58–76.

Кларк, Б. (2011). Создание предпринимательских университетов: организацион- ные направления трансформации. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 240 с.

Константинов, Г. Н., Филонович, С. Р. (2007). Что такое предпринимательский уни- верситет // Вопросы образования, 1, 49–62.

Лавровский, Б. Л., Лузин, Р. С. (2013). О построении инновационно-инвестицион- ного рейтинга российских регионов // Пространственная экономика, 2, 87–102.

Леонард, К. (2016). Пространственное развитие и инновации в России // Форсайт, 3, 30–33.

Лешуков, О. В., Евсеева, Д. Г., Громов, А. Д., Платонова, Д. П. (2017). Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие ре- гионов России. М.: НИУ ВШЭ, 30 с.

Майсснер, Д. (2012). Экономические эффекты «перетока» результатов научно-тех- нической и инновационной деятельности // Форсайт, 4, 20–31.

Макаров, В., Айвазян, С., Афанасьев, М., Бахтизин, А., Нанавян, А. (2016). Модели- рование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций // Форсайт, 3, 76–90.

Михеева, Н. Н. (2014). Сравнительный анализ инновационных систем российских регионов // Пространственная экономика, 4, 61–81.

Монастырный, Е. А., Уваров, А. Ф. (2011). Применимость модели взаимодействия университетов, бизнеса и государства как инструмента развития современной эконо- мики России // Инновации, 4, 56–65.

Публичный отчет по результатам социологического исследования поведенческих и институциональных предпосылок технологического развития регионов РФ (2016). (http://www.rvc.ru/upload/iblock/0e8/attitudes_to_technologies_and_innovations_in_ Russia.pdf – Дата обращения: 12.06.2017).

Румянцев, А. А. (2013). Основные свойства и проблемные поля научно-инноваци- онного пространства региона // Пространственная экономика, 2, 103–118.

Сандерсон, А., Бенневорт, П. (2012). Участие университетов в региональном разви- тии: создание потенциала в условиях малоинновационной среды // Вестник между- народных организаций, 7(1), 172–188.

Смородинская, Н. (2011). Тройная спираль как новая матрица экономических си- стем // Инновации, 4, 66–78.

Сосунова, Л. А., Серпер, Е. А. (2010). Научное знание как источник инновационного развития экономики // Эконоhref="http://www.oecd.org/edu/imhe/">http://www.oecd.org/edu/imhe/ highereducationandregionsgloballycompetitivelocallyengaged.htm – Дата обращения: 10.06.2017).

Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606