ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИЙСКИХ РАБОЧИХ

TERRA ECONOMICUS, , Том 15 (номер 3),

В статье на основании данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения с помощью специально построенного для этих целей индекса и отдельных показателей проводится анализ качества человеческого капитала российских рабочих в классической его трактовке. Показано, что на отечественном рынке труда существуют серьезные несоответствия между профессиональной подготовкой рабочих и выполняемыми ими обязанностями, поскольку формально одинаковые рабочие места во многих случаях занимают люди с абсолютно разным состоянием человеческого капитала. Построение индекса качества общего человеческого капитала помогло выявить группу рабочих с высоким его качеством, превышающим средний уровень российских работников, которые потенциально могут быть резервом для внедрения и развития инноваций в отечественной экономике. Основными преимуществами рабочих с высоким качеством человеческого капитала являются знание компьютерных технологий и наличие профессионального образования, необязательно соответствующего, впрочем, профилю выполняемой работы. Анализ динамики качества человеческого капитала рабочих показал также, что с середины 1990-х гг. оно постепенно повышалось вплоть до 2010 г., однако затем данный тренд сменился на противоположный. С этого же момента рабочие не только все реже выбирают работу, соответствующую профилю полученного профессионального образования, но и в принципе все реже идут его получать. Серьезными барьерами на пути повышения качества человеческого капитала российских рабочих выступают, во-первых, ограниченное и нерастущее число предполагающих их высокую квалификацию рабочих мест, а вовторых, отсутствие со стороны работодателей платежеспособного спроса на высококвалифицированных рабочих. Определение других причин наблюдаемого в последние годы снижения качества человеческого капитала российских рабочих станет задачей дальнейших исследований.


Ключевые слова: рабочие; человеческий капитал; профессиональное образование; инновационная экономика; реиндустриализация

Список литературы:
  • Аникин, В. А. (2009). Тенденции изменения социально-профессиональной структуры России в 1994–2006 гг. (по материалам RLMS) // Мир России, т. 18, № 3, с. 114–131.
  • Гимпельсон, В. Е., Капелюшников, Р. И., Ощепков, А. Ю. (2017). «Новички» и «старожилы»: что говорят показатели специального стажа // Препринт WP3/2017/01. M.: Изд. дом ВШЭ (https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/37/148715 231924a7a4718050046fad01a51c57318abf/WP3_2017_01.pdf).
  • Голенкова, З. Т., Игитханян, Е. Д. (2015). Рабочие: трудовой потенциал и адаптационные ресурсы / В кн.: З. Т. Голенкова (ред.). Наемный работник в современной России. М.: Новый хронограф.
  • Гордон, Л. А., Назимова, А. К. (1985). Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития. М.: Наука. 221 с.
  • Каравай, А. В. (2016). Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института социологии, № 2(17), с. 91–112.
  • Константиновский, Д. Л. (2010). Рабочая молодежь в российском обществе: ориентации, образование и человеческий капитал, с. 91–115 / В кн.: М. К. Горшков (ред). Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф.
  • Кремнева, Н., Лукьянова, Е. (2015). Рабочая профессия: успех или неудача? Восприятие социального положения рабочего в семейном контексте // Интер, № 10, с. 26–38.
  • Латова, Н. В. (2017). Роль профессионального образования в воспроизводстве российского рабочего класса // Общественные науки и современность, № 1, с. 99–113.
  • Лукьянова, А. Л. (2010). Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики, т. 14, № 3, с. 326–348.
  • Тихонова, Н. Е., Каравай, А. В. (2017). Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России, т. 26, № 3, с. 6–35.
  • Чередниченко, Г. А. (2014). Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М.
  • Шкаратан, О. И. (1970). Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР (историко-социологическое исследование). М.: Мысль, 423 с.
  • Abramowitz, A., and Teixeira, R. (2009). The Decline of the White Working Class and the Rise of a Mass Upper-Middle Class // Political Science Quarterly, 124(3), 391–422.
  • Becker, G. (1993). Nobel lecture: The economic way of looking at behavior // Journal of Political Economy, 101(3), 385–409.
  • Becker, G. (2009). Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Chicago: University of Chicago press.
  • Dauth, C. (2016). Do low-skilled employed workers benefit fromfurther training subsidies? // Beiträge zur Jahrestagung des Vereins für Socialpolitik 2016: Demographischer Wandel – Session: Labor and Training, D20-V1.
  • Dauth, C., and Toomet, O. (2016), On Government-Subsidized Training Programs for Older Workers // Labour, 30(4), 371–392.
  • Fernández, D. C. (2011). Hegemony and the US Working Class // Latin American Perspectives, 38(2), 71–85.
  • Goldthorpe, J. H. (1968). The affluent worker: Industrial attitudes and behaviour. CUP Archive.
  • Hidalgo, D., Oosterbeek, H., and Webbink, D. (2014). The impact of training vouch-ers on low-skilled workers // Labour Economics, 31, 117–128.
  • Kim, H.-J., Hawley, J. D., Cho, D., Hyu, Y., and Kim, J.-H. (2016). The influence of learning activity on low-skilled workers’ skill improvement in the South Korean manu-facturing industry // Human resource development international, 9(3), 209–228.
  • Mincer, J. (1962). On-the-job training: Costs, returns, and some implications // The journal of political economy, 70(5), 50–79.
  • Savage, M. et al. (2013). A new model of social class? Findings from the BBC’s Great British Class Survey experiment // Sociology, 47(2), 219–250.
  • Schultz, T. (1961). Investment in human capital // The American Economic Review, 51(1), 1–17.
  • Schultz, T. (1981). Investing in people: The economics of population quality. Los Angeles: University of California Press.
  • Wright, E. O. (2004). Foundations of a Neo-Marxist Class Analysis / In: E.O. Wright (Ed.), Alternative Foundations of Class Analysis. Cambridge: Cambridge University Press.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606