ЮФУ
ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

TERRA ECONOMICUS, , Том 15 (номер 3),

Институциональные и организационные изменения в российской сфере высшего образования происходят перманентно, хотя и с разной интенсивностью. Реформы в сфере высшего образования тесно связаны с рыночно ориентированной риторикой. Истоки такого подхода к реформам берут начало в концепциях нового менеджмента в общественном секторе (New public management, NPM), что связано с акцентированием внимания на формировании рынков образовательных услуг. Результативность изменений в сфере высшего образования во многом зависит от качества конкурентной среды. Конкурентная среда представляет собой совокупность конкурентных взаимодействий рыночных агентов, координируемых установленными на каждом конкретном отраслевом рынке институциональными ограничениями, направленными на получение конкурентных преимуществ и их максимально выгодную реализацию на рынке. Исходя из такой трактовки конкурентной среды необходимо отметить, что относительно вузов и рынка образовательных услуг создание конкурентных условий сопряжено с институциональными и организационными ограничениями. В данной работе осуществлен анализ развития конкурентной среды сферы образования Ростовской области. Особое внимание уделяется новейшим институциональным инновациям, связанным с созданием ведущих региональных вузов: федерального и опорного университетов. Конкурентные процессы в сфере высшего образования связаны с сильным влиянием мер государственного регулирования, ориентирующего вузы на достижение целевых показателей развития. Большое влияние на конкурентные процессы оказывают институциональные ловушки, являющиеся результатом эволюции институциональной среды российского высшего образования. В контексте формирования конкурентной среды надо учитывать, что реформируемые вузы региона сталкиваются с проблемой создания рынков, которые будут участвовать в формировании спроса на кадры высокой квалификации, наукоемкую продукцию и инновации, необходимые для устойчивого роста региональной экономики.


Ключевые слова: институциональные изменения; конкурентная среда; слияние вузов; институциональные ловушки; Ростовская область

Список литературы:
  • Арапов, М. В. (2004). Бум высшего образования в России: масштабы, причины, следствия // Общественные науки и современность, № 6.
  • Балацкий, Е. В. (2005). «Диссертационная ловушка» // Свободная мысль – XXI, № 2.
  • Балацкий, Е. В. (2007). Институциональные конфликты в сфере высшего образования // Экономика образования, № 3.
  • Балацкий, Е. В. (2014). Как из высшего образования в России раздули пузырь // Проблемы управления в социальных системах, № 7(11).
  • Бобков, В. (2010). Образование и наука: адекватны ли они задачам модернизации? // Экономист, № 10.
  • Вахитов, Р. Р. (2013). Болонский процесс в России // Отечественные записки, № 4, с. 124–143.
  • Веретенникова, Н. В. (2009). Институциональные ловушки российской системы высшего образования // Вестник Томского государственного университета. Экономика, № 1(5), с. 8–10.
  • Вольчик, В. В., Кривошеева-Медянцева, Д. Д. (2015). Исследование институциональной структуры сферы образования: основные концепты и теоретические рамки // Terra Economicus, т. 13, № 2.
  • Гамидуллаев, С. Н. (2008). Болонский процесс: перспективы России // Вестник Российской таможенной академии, № 3.
  • Жук, А. А. (2011a). «Диссертационная ловушка» на пути к построению инновационной экономики // Вопросы экономики, № 9, с. 121–133.
  • Жук, А. А. (2011b). Конкурентная среда рынков: институционально-экономические характеристики // Современная конкуренция, № 4(28).
  • Жук, А. А. (2011c). Провалы институционального строительства конкурентной среды // Экономические науки, № 78, с. 44–49.
  • Жук, А. А. (2012). «Налоговая ловушка» развития предпринимательства в России // Вопросы экономики, № 2, с. 132–139.
  • Жук, А. А., Белокрылова, О. С. (2016). Мониторинг конкурентной среды российского рынка государственных и муниципальных закупок // Современная конкуренция, т. 10, № 5, с. 81–88.
  • Калимуллин, Т. Р. (2005). Российский рынок диссертационных услуг // Экономическая социология, т. 6, № 4.
  • Карпенко, О. М., Бершадская М. Д. (2013). Болонский процесс в России (http://www. muh.ru/content/niipo/081201_statya_bershadskaya.pdf – Дата обращения: 02.08.2017)
  • Клямкин, И., Тимофеев, Л. (2000). Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ.
  • Коллини, С. (2016). Зачем нужны университеты. М.: ВШЭ.
  • Корытцев, М. А. (2010). Реформа бюджетных учреждений и перспективы формирования конкурентных структур в сфере профессионального образования // Journal of Economic Regulation, т. 1, № 1, с. 47–55.
  • Ле Гранд, Дж. (2011). Другая невидимая рука. М.: Изд-во Ин-та Гайдара.
  • Мишукова, Е. В. (2001). Единый государственный экзамен. Идея, сущность, принципы // Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета (http://bank.orenipk.ru/Text/t19_141.htm – Дата обращения: 05.09.2017).
  • Рощина, Я. М. (2003). Формальные и неформальные издержки поступления в вуз: сколько мы готовы платить? // Экономическая социология, т. 4, № 1.
  • Смирнов, С. А. (1998). Становление и институционализация высшего негосударственного образования в современной России: Автореф. дис. … канд. социол. наук: 09.00.01 – социальная философия (социологические науки). Ростов н/Д.: РГУ.
  • Смирнов, И. П. (2012). Размышления о реформе российского образования // Профессиональное образование. Столица, № 7, с. 45–51.
  • Тамбовцев, В. Л. (2015). О научных основаниях реформ в сфере высшего образования // Вестник Омского университета, серия «Экономика», № 2, с. 66–70.
  • Титаев, К. Д. (2005). Почем экзамен для народа? Этюд о коррупции в высшем образовании // Экономическая социология, т. 6, № 2, с. 69–82.
  • Шейман, И. М. (2007). Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ.
  • Эфендиев, А. Г., Решетникова, К. В. (2004). Первые результаты ЕГЭ: анализ социальных последствий и тенденций // Вопросы образования, № 2, с. 297–303.
  • Boer, J., Enders, J. and Schimank, U. (2007). On the Way towards New Public Management? The Governance of University Systems in England, the Netherlands, Austria, and Germany (pp. 137–152) / In: D. Jansen (Ed.), New Forms of Governance in Research Organizations. Springer, Dordrecht.
  • Bradley, S. and Taylor, J. (2010). Diversity, Choice and the Quasi-market: An Empirical Analysis of Secondary Education Policy in England // Oxford Bulletin of Economics and Statistics, issue 1, 72, 1–26.
  • Clark, B. R. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education // ERIC (http://eric.ed.gov/?id=ED421938 – Access date: August 28, 2017).
  • Enders, J. (2004). Higher education, internationalisation, and the nation-state: Recent developments and challenges to governance theory // Higher Education, issue 3, 47, 361–382.
  • Fisher, D., Rubenson, K., Jones, G. and Shanahan, T. (2009). The political econo-my of post-secondary education: a comparison of British Columbia, Ontario and Québec // Higher Education, 57, 549–566.
  • Kirby, D. (2011). Strategies for widening access in a quasi-market higher ed-ucation environment: recent developments in Canada // Higher Education, issue 3, 62, 267–278.
  • Lorenz, C. (2014). Fixing the Facts The Rise of New Public Management, the Metrification of “ Quality ” and the Fall of the Academic Professions // Moving the Social, 52, 5–26 (http://doi.org/10.13154/mts.52.2014.5-26).
  • Propper, C., Burgress, S. and Wilson, D. (2006). Extending choice in English health care: the implications of the economic evidence // Journal of Social Policy, 35, 537–557.
  • Sidhu, R. (2013). Risky custodians of trust: Instruments of quality in higher education // International Education Journal: Comparative Perspectives, 9(1), 69–84.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606