ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

Комбинированный подход к формированию стратегии оператора связи как полисистемной компании

TERRA ECONOMICUS, , Том 14 (номер 3),

В работе рассматривается оператор связи как социально-экономическая система, через анализ деятельности и перспектив дальнейшего развития телекоммуникационного рынка России. Обосновано, что современный оператор связи относится к полисистемным организациям, деятельность которых требует особого подхода к формированию стратегии компании. В процессе проведенного исследования выявлено, что специфические пути развития современного оператора связи, достижение предела экстенсивного развития, поиски новых форм дополнительных доходов и способов экономии ресурсов заставляют их вступать в партнерские отношения со своими непосредственными конкурентами. Подобная «философия сотрудничества» ярко проявляется на современном этапе развития российского телекоммуникационного рынка и накладывает определенный отпечаток на пути его развития. Оператор связи является компанией со специфической формой функционирования, носящей в себе признаки полисистемы. С точки зрения системной экономической теории для подобных организаций характерно наличие в видах их деятельности черт всех четырех типов подсистем – объектной, средовой, проектной и процессной, каждая из которых имеет заметный вес в общем объеме, что указывает на особенности формирования комплексной стратегии такой компании. Для подобных организаций представляется рациональным применять смешанный подход к формированию стратегии, который отличается от прочих бессрочной формой представления, состоящей из набора долгосрочных решений, сформированных самим оператором связи совместно со сторонней компанией (консалтинговым агентством, специализирующимся в области стратегического планирования). Применение подобного смешанного подхода позволит полисистемным компаниям сформировать гармонизированную и согласованную стратегию развития с учетом сложного ландшафта рынка.


Ключевые слова: полисистема; оператор связи; стратегия; стратегическое планирование; системная экономическая теория; телекоммуникации

Список литературы:
  • Афанасьев Д.В., Вертакова Ю.В. (2015). Анализ проблем стратегического управления деятельностью операторов связи в России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, № 1, с. 65–71.
  • Горошко Э.Г., Горошко И.В. (2015). Некоторые проблемы развития сферы электросвязи в России // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 4. Материалы XVI всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, с. 63–65.
  • Качалов Р.М., Слепцова Ю.А. (2016). Проектирование канала обратной связи для реализации стратегического решения // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 5. Материалы XVII всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, с. 84–85.
  • Клейнер Г.Б. (ред.) (1998). Стратегии бизнеса. Аналитический справочник. М.: КОНСЭКО.
  • Клейнер Г.Б. (2008). Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.
  • Клейнер Г.Б. (2010а). Новая теория экономических систем и ее приложения // Журнал экономической теории, № 3, с. 41–58.
  • Клейнер Г.Б. (2010b). Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении / Препринт # WP/2010/269. М.: ЦЭМИ РАН, 59 с.
  • Клейнер Г.Б. (2015) Концепция системной модернизации отечественных предприятий // Вестник Самарского государственного экономического университета, № 1, с. 26–35.
  • Кобылко А.А. (2015). Оператор связи как социально-экономическая система // Экономический анализ: теория и практика, № 38, с. 37–48.
  • Кобылко А.А. (2016). Современные операторы связи: исследование с позиции системной экономической теории // Экономическая наука современной России, № 2, с. 118–124.
  • Корнаи Я. (2002). Системная парадигма // Вопросы экономики, № 4, с. 4–22.
  • Полтерович В.М. (2015). От социального либерализма – к философии сотрудничества // Общественные науки и современность, № 4, с. 41–64.
  • Розанова Н.М., Юшин А.В. (2015). Механизм трансформации сетевого рынка в цифровую эпоху // Terra Economicus, т. 13, № 1, с. 73–88.
  • Рыбачук М.А. (2016). Организационная архитектура предприятия с точки зрения новой теории экономических систем // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 5. Сборник материалов XVII всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, с. 143–145.
  • TMT-consulting (2016). Телекоммуникационный рынок – 2015. Аналитический отчет, апрель.
  • Тихвинский В.О., Минов А.В. (2014). Исследование принципов тарификации услуг M2M // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт, № 3, с. 54–56.
  • Чекова Е.М. (2010). Ретроспектива разработки стратегий развития предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета, № 11, с. 86–90.
  • Ansoff H. and McDonnell E. (1988). The New Corporate Strategy. New York: Wiley, 258 p.
  • Cowhey P. and Aronson J. (2012). Transforming Global Information and Communication Markets: the Political Economy of Innovation. Cambridge, MA: MIT Press, 352 p.
  • Kornai J. (1998). The System Paradigm // William Davidson Institute Working Papers Series 278, William Davidson Institute of Michigan.
  • Mintzberg H., Lampel J., Ghoshal S. and Quinn J.B. (2002). The Strategy Process: Concepts, Context and Cases. Prentice Hall, 1000 p.
  • Porter M. (1998). Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: Free Press, 397 p.
  • Thompson A. and Strickland A. (2001). Strategic Management: Concept and Cases. McGraw-Hill/Irvin, 1079 p.
  • Warf B. (2013). Geographies of Global Telephony in the Age of the Internet // Geoforum, vol. 45, pp. 219–229.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606