ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

Инвестиции в общественном секторе экономики и дефицит определенности на пути освоения Россией современных экономических механизмов

TERRA ECONOMICUS, , Том 13 (номер 3),

За последние 15 лет в стране существенно увеличился объем инвестиций в общественном секторе экономики, обеспечив создание беспрецедентного количества уникальных инфраструктурных объектов. В то же время российская экономика, если рассматривать ее общественный и частный секторы как части единого целого, не успевала реагировать на эти инициативы соответствующими изменениями, которые, например, могли бы подтверждаться более высокими показателями ее конкурентоспособности. В статье рассмотрены факторы, влияющие на объем, структуру и динамику инвестиций в общественном секторе экономики, а также условия эффективной мобилизации и применения инвестиционных ресурсов в общественном секторе экономики. Применительно к экономике в РФ рассмотрены причины низкой инвестиционной привлекательности общественного сектора. Опыт развития мировой экономики показывает, что, кроме квалифицированных кадров со стороны всех участников инвестиционного процесса, минимально необходимыми условиями эффективной мобилизации и применения инвестиционных ресурсов в общественном секторе экономики являются: наличие у государства, общества и потенциальных инвесторов доступа к полной и достоверной информации о составе, производительных характеристиках и качестве экономической и социальной инфраструктуры в стране; наличие правовой определенности в законодательстве, регулирующем инвестиционную и иную экономическую деятельность, а также доверие инвесторов к правовой системе государства, гарантирующей соблюдение государством собственных правил; наличие развитого гражданского общества; наличие в стране достаточного количества конкурентоспособных поставщиков и подрядчиков, специализирующихся на производстве товаров (работ, услуг) производственного назначения; наличие у государства собственных структур, обладающих успешным опытом по стандартизации процессов управления сложными проектами. В настоящее время экономика в РФ находится в состоянии глубокой институциональной разбалансированности и, как следствие, отдельные ее субъекты, практика экономического расчета которых могла бы успешно воспроизводиться в границах всей экономической системы, не имеют реальной поддержки ни со стороны государства, ни со стороны общества. На примере института государственно-частного партнерства показано, каким именно образом дефицит определенности на пути освоения Россией современных экономических механизмов сдерживает эффективность инвестиций в общественном секторе экономики.


Ключевые слова: качество экономической и социальной инфраструктуры; конкурентоспособность экономики; условия эффективной мобилизации инвестиционных ресурсов в общественном секторе экономики

Список литературы:
  • Варнавский В. (2002). Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения, № 7.
  • Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2013 № 2492-р.
  • Дерябина М. (2008). Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики, № 8.
  • Емельянов Ю.С. (2011). Нормативное регулирование инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях // Вопросы экономики и права, № 8.
  • Заключение Комитета по вопросам собственности Государственной Думы РФ от 18 апреля 2013 года № 3.9-36/1 по проекту Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
  • Захаров А.Н. (2011). Роль механизмов государственно-частного партнерства в решении экономических и социальных проблем России // Мировое и национальное хозяйство, № 1(16).
  • Захаров А.Н., Овакимян М.С. (2012). Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в решении экономических задач России (на примере Франции) // Российский внешнеэкономический вестник, № 6.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
  • Корчагина А.С. (2010). Развитие форм государственно-частного партнерства в России // Известия Саратовского университета, Серия Экономика. Управление. Право, вып. 1.
  • Медведев Д.А. (2010). Обновляем страну, меняемся сами. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию // Российская газета, № 271, 1 декабря.
  • Перегудов С., Семененко И. (2009). Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? // Мировая экономика и международные отношения, № 7.
  • Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в РФ (2014). М.: Центр развития государственно-частного партнерства.
  • Халимовский Ю.А. (2011). Государственно – частное партнерство в субъектах РФ: Блуждание в темноте // Налоги(газета), № 14.
  • Яббарова Э. (2008). Некоторые особенности применения механизмов государственно-частного партнерства в России // Международная экономика, № 12.
  • Ястребов О.А., Пинкевич И.К. (2010). Создание условий для развития института государственно-частного партнерства в РФ // Проблемы современной экономики, № 3.
  • Forrer J., Kee J., Newcomer K. andBoyer E.(2010). Public-Private Partnerships and the Public Accountability Question // Public administration review, pp. 475–484.
  • Grimsey D. andLewis M.K. (2004). Public–Private Partnerships: The Worldwide Revolution in Infrastructure Provision and Project Finance. Cheltenham, UK: Edward Elgar.
  • OECD (2007). Principles for Private Sector Participation in Infrastructure. Paris.
  • OECD (2008). Public-Private Partnerships: In Pursuit of Risk Sharing and Value for Money. Paris: Organization for Economic Co-operation and Development.
  • Strategic Infrastructure: Steps to Prepare and Accelerate Public-Private Partnerships (2013). Geneva: World Economic Forum.
  • Strategic Infrastructure: Steps to Prioritize and Deliver Infrastructure Effectively and Efficiently (2012). Geneva: World Economic Forum.
  • The Global Competitiveness Report 2013–2014 (2013). Geneva: World Economic Forum, Geneva.
  • The World Bank (2012). Public-private Partnerships Reference Guide. Washington DC.
  • Wettenhall R.(2003). The Rhetoric and Reality of Public–Private Partnerships // Public Organization Review, 3 (1), pp. 77–107.
  • Yescombe E.R.(2007). Public–Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. Burlington, MA: Butterworth-Heinemann/Elsevier.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606