ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

Структурно-профессиональные диспропорции в современной России

TERRA ECONOMICUS, , Том 12 (номер 3),
с. 131-151

Рассматривается проблема институционально обусловленных структурно-профессиональных диспропорций – разрывов (диссонансов) между профессиональными структурами спроса на труд, спроса на образование и предложения образовательных услуг. Проблемы постсоветской России в этой области во многом аналогичны проблемам других стран догоняющего развития (например, Индии): перепроизводство специалистов по гуманитарным специальностям, недопроизводство специалистов по техническим и естественно-научным специальностям. Для доказательства существования и измерения величины структурно-профессиональных диспропорций анализируется статистика структур спроса на труд, спроса на постшкольное образование и предложения образовательных услуг по разным специальностям/направлениям и профессиям в России 2000–2010-х гг. Сделан вывод о том, что между профессиональными структурами спроса молодежи на образование и предложения постшкольных образовательных услуг резких диспропорций нет, зато они существуют между ними двумя и профессиональной структурой спроса на труд в народном хозяйстве. Предложена классификация основных институциональных факторов, влияющих на поведение молодых людей при выборе ими профессии и формирующих структурно-профессиональные диспропорции.


Ключевые слова: система высшего и среднего специального образования; рынок труда; спрос на труд; спрос на образование; предложение образовательных услуг; диспропорции профессиональной структуры; институты; социология образования; экономика образования

Список литературы:
  • Галич А.Э. (2005). Дисфункциональность взаимодействия рынка труда и системы высшего образования в условиях трансформации России. Дисс. … к. соц. н. Ставрополь.
  • Диденко Д.В., Латов Ю.В. (2013). Эволюция образовательных систем как института индустриального и постиндустриального развития // Историко-экономические исследования, № 3.
  • Индикаторы образования: 2013. (2013). М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  • Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. (2014). Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ЦСПиМ, 433 с.
  • Константиновский Д.Л. (2010). Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 5 (99), с. 40–65.
  • Кулагина Е.В. (2013). Рынок труда и образования в России: дисбаланс спроса и предложения // Госбук. Доступно на: http://www.gosbook.ru/node/76119.
  • Латов Ю.В., Латова Н.В. (2012). Столицецентризм» как причина социального неравенства в российской системе высшего образования // Общественные науки и современность, № 2, с. 21–37.
  • Нуреев Р.М. (1988). Система образования Индии: проблемы развития // Индия. 1987. Ежегодник. М.: Наука.
  • Образование в Российской Федерации: 2006. (2006). М.: Изд-во ГУ–ВШЭ.
  • Образование в Российской Федерации: 2010. (2010). М.: Изд-во ГУ–ВШЭ.
  • Образование в Российской Федерации: 2012. (2012). М.: Издат. дом НИУ ВШЭ.
  • Олисова О.В. (2007). Высшее образование как капитал трудовых стратегий молодых специалистов: неоспоримые доказательства и оправданные сомнения // Вестник Самарского государственного университета, № 5/2 (55), с. 88–93. Доступно на: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007web52/soci/2007520304.pdf.
  • Попова Е.С. (2014). Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодежи // Высшее образование в России, № 1, с. 32–37.
  • Руткевич А.М. (2008). Сомнительные блага российского образования (inferior goods) // Вопросы образования, № 4, с. 111–127. Доступно на: http://vo.hse.ru/en/2008--4/26561476.html.
  • Федеральная служба государственной статистики (2006). Российский статистический ежегодник. М.: Росстат.
  • Федеральная служба государственной статистики (2012). Российский статистический ежегодник. М.: Росстат.
  • Шашкова С.Н. (2006). Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества. Дисс. … к. соц. н. Тула.
  • Babić Z., Matković T., Šošić V. (2007). Structural changes in tertiary education and impacts on the labour market // Croatian Economic Survey, no. 9 (9), pp. 125–165.
  • Braziene R., Dorelaitiene А. (2012). Transition of Youth from Education to the Labour Market: the Case of Lithuania // Social Sciences / Socialiniai mokslai, no. 3 (77), pp. 30–40. Available at: http://kalbos.ktu.lt/index.php/Social/article/viewFile/2768/2019.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606