ЮФУ

ул. М. Горького, 88, к. 211
г.Ростов-на-Дону, Россия
344002
+7 (863) 250-59-54
terraeconomicus@mail.ru 
te@sfedu.ru

Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов

TERRA ECONOMICUS, , Том 11 (номер 2.1),
с. 94-103

В статье рассматривается проблема реформирования российской системы высшего образования сквозь призму мифов, которые прочно укоренились в общественнополитическом дискурсе. Институциональные изменения в сфере российского высшего образования характеризуются институциональной инерцией и зависимостью от предшествующей траектории развития, поэтому решения об изменении ключевых институтов должны соотноситься с возможностью жесткости существующих правил и действия эффекта блокировки. Главной причиной неэффективности российской системы высшего образования является хроническое недофинансирование, что сказалось на формировании стимулов и неформальных институтов, которые являются препятствием на пути эффективных реформ. Особое внимание уделяется анализу количественных показателей реформирования системы образования в контексте эволюционной адаптации акторов к происходящим изменениям организационных форм и институтов.


Ключевые слова: реформа образования; институциональная экономика; институциональная инерция; эффект блокировки; эволюция институтов; государственная политика

Список литературы:
  • Акерлоф Дж., Крэнтон Р. (2011). Экономика идентичности. М.: Карьера Пресс.
  • Артур Б. (2003). Индуктивное мышление и ограниченная рациональность. TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета), т. 1, № 3.
  • Вольчик В.В. (2011). Институты, экономическая координация и неявное знание. TERRA ECONOMICUS, т. 9, № 2.
  • Вольчик В.В. (2012). Проблема доверия и модернизация институтов. TERRA ECONOMICUS, т. 10, № 2, с. 12–18.
  • Вольчик В.В. (2011). Эволюция институциональной структуры размещения государственного заказа в России. Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), т. 2, № 2.
  • Вольчик В.В., Белокрылова О.С., Германова О.Е. и Михалкина Е.В. (2004). Эволюция институциональной структуры в сфере образования как следствие зависимости от предшествующего пути развития. TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета), т. 2, № 4.
  • Вольчик В.В. и Бережной И.В. Отбор и экзаптация институтов: роль групп специальных интересов / В кн. Архипов А.Ю., Кирдина С.Г. и Мартишин Е.М. (ред.) Эволюционная и институциональная экономическая теория: дискуссии, методы и приложения. Глава 8. Спб.: Алетейя, 2012.
  • Вольчик В.В. и Скорев М.М. (2003). Институциональная инерция и развитие российской системы образования. TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета), т. 1, № 4, с. 55–63.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Доступно на: http://минобрнауки.рф/документы/3409
  • Ефимов В.М. (2011a). Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и истории экономической науки. Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), т. 2, № 3.
  • Ефимов В.М. (2011b). Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и истории экономической науки. Экономическая социология, т. 12, № 3.
  • Интервью с Р. Коузом. (1999). Квартальный бюллетень Клуба экономистов, вып. 1, № 4.
  • Норт Д. (2010). Понимание процесса экономических изменений. М.: ГУ–ВШЭ.
  • Овсянникова Ю. (2013). Невидимый научный фронт. Кто, как и за кого пишет дипломы и диссертации. Expert Online. Доступно на: http://expert.ru/2013/06/25/nevidimyij-nauchnyij-front.
  • Полтерович В.М. (2001). Трансплантация экономических институтов. Экономическая наука современной России, № 3, с. 24–50.
  • Радченко В.А. (2010). Эффективная идентификация и экономическое развитие: предпосылки парадигмы идентифилогии. Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), т. 2, № 4.
  • Poсстат (2012a). Российский статистический ежегодник – 2012. Стат. сб. М.
  • Poсстат (2012b). Россия в цифрах. 2012. Стат. сб. М.
  • Сакс Дж. (2012). Цена цивилизации. М.: Издательство Института Гайдара, 350 с.
  • Хайек Ф.А. Использование знания в обществе / В кн. Хайек Ф.А. (2000). Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000, 256 с.
  • Arthur W.B. (1989). Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events. The Economic Journal, vol. 99, no. 394.
  • Chang Ha-Joon (2011). Institutions and economic development: theory, policy and history. Journal of Institutional Economics, vol. 7, no. 4.
  • Choudaha R. and Chang L. (2012). Trends in International Student Mobility. Feb. WES Research and Advisory Services, p. 7. Available at: http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/research-trendsinternational-student-mobility-education-2012-en.pdf.
  • Khalil E.L. (2013). Lock-in institutions and efficiency. Journal of Economic Behavior & Organization, vol. 88, pp. 27–36. (doi:10.1016/j.jebo.2011.10.017).
  • Mokyr J. (1992). Technological Inertia in Economic History. The Journal of Economic History, vol. 52, no. 2, pp. 325–338.
  • Mokyr J. (1990). Punctuated Equilibria and Technological Progress. The American Economic Review, vol. 80, no. 2. Papers and Proceedings of the Hundred and Second Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1990), pp. 350–354.
  • Number of U.S. Colleges and Universities and Degrees Awarded, 2005. National Center for Education Statistics, Digest of Education Statistics, 2006. Available at: http://www.infoplease.com/ipa/A0908742.html.
Издатель: Южный Федеральный Университет
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2073-6606